МБОУ Присальская средняя школа №10
Терроризм (от франц. terreur — страх, ужас) — насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и проч.) против гражданского населения, а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения.
Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (согласно определению, сформулированному в Федеральном законе Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи. Между тем, данные идеи в молодежной среде получают значительное распространение.
Знания о терроризме, как наиболее опасном преступном явлении сегодняшнего дня, умение его предупредить, правильно вести себя при его угрозе дают возможность защитить себя и окружающих от последствий теракта.
Экстремизм - это приверженность в идеологии и политике к крайним позициям во взглядах и выбор таких же средств для достижения определенных целей. Термин означает в переводе «предельный», «критический», «невероятный», «крайний». Экстремизм – это течение, которое выступает против существующих общин, структур и институтов, пытаясь нарушить их стабильность, ликвидировать для достижения своих целей. Делается это преимущественно силовыми способами. Экстремизм - это не только пренебрежение общепринятыми правилами, нормами, законами, но и негативное социальное явление.
Крайними мерами считаются недемократичные, противоречащие принятым общественным нормам действия.
Экстремисты выступают против сложившихся государственных и общественных институтов, стремясь подорвать их существующие, изменить или уничтожить их для достижения своих целей. Для этого используются яркие лозунги, организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, методы партизанской войны, а также террористические акты и т.п. Экстремисты, как правило, отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений. Терроризм в данном случае является одной из форм экстремизма, но, несомненно, наиболее опасной их них.
Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
Проявления экстремистской идеологии среди молодежи определяется следующими важными факторами.
В настоящее время экстремизм, поддерживаемый молодым поколением, проявляется в явном пренебрежении к правилам, принятым в обществе, к законодательству в целом, организации деятельности неформальных объединений противоправной идеологии. Формирование молодежного экстремистского течения является следствием неразвитой социальной адаптации молодежи, асоциальных установок в сознании молодых людей. Этому способствует также недостаточная профилактика терроризма и экстремизма в школе.
С точки зрения попадания в активную экстремистскую деятельность уязвимыми считаются молодые люди 14–22 лет. В этот возрастной период на развитие личности влияют несколько серьезных социально-психологических факторов. Подростков характеризует развивающееся самосознание, обостренное чувство справедливости. В таком возрасте молодых людей волнует поиск своего места в обществе, осознание собственной идентичности. Психологическое состояние в этот момент весьма неустойчивое, люди легко поддаются манипуляциям.
Безуспешный поиск идентичности и своего места в жизни приводят к неуверенности в собственной состоятельности. Возникает желание найти того, кто виноват во всех бедах, и сформировать вокруг себя надежное сообщество из единомышленников. Такой круг общения вполне может заменить экстремистская субкультура, а также радикальные организации политической направленности.
Способы сбора необходимых сведений:
B настоящее время экстремистские движения среди молодого поколения проявляются в отвержении принятых общественных норм поведения, законов в целом, возникновении неформальных объединений противоправного характера.
Экстремисты проявляют неуважение и нетерпимость к гражданам России иных социальных групп, национальностей или придерживающихся отличных политических, моральных, эстетических и религиозных принципов.
По причине недостаточной социальной адаптированности молодого поколения масштабное развитие разрушающих сознание идей молодежного экстремизма сегодня является серьезной проблемой.
Существуют следующие направления профилактической деятельности по отношению к экстремизму и терроризму в процессе образования:
Пристального внимания заслуживают подростки, находящиеся в «зоне риска». В этом случае профилактические меры по исключению экстремистских проявлений должны быть нацелены на тех, чья жизненная ситуация и принципы дают возможность предположить их попадание в сферу активного проявления экстремизма.
Эффективная деятельность по профилактике данных общественных течений зачастую определяется грамотным формированием у сотрудников образовательной структуры навыков воспитания подрастающего поколения с точки зрения толерантного сознания и представления о городской среде, общественной идеологии и культуре.
Важна своевременная разработка и внедрение в программы образования инновационных комплексов, которые будут иметь основной целью развитие толерантного сознания и поведения у молодых людей.
Личность человека формируется и развивается в процессе социализации. Первичное воспитание он получает непосредственно в семье. Считается, что фундаментальное мышление закладывается именно в этой общественной группе. Далее на учебные заведения также возлагаются определенные воспитательные функции.
В круг непосредственных обязанностей специалиста, отвечающего за антитеррористическую безопасность, входят:
Профилактика экстремизма и терроризма в школе предполагает разработку подробного плана мероприятий, в котором указываются сроки выполнения и ответственные лица.
№ | Мероприятие основных направлений | Срок исполнения | Ответственные |
1 | Доведение до учителей инструкций по теме «План мероприятий против террора» | Сентябрь | Заместитель директора по воспитательной работе (ВР), учитель ОБЖ |
2 | Раздача методических инструкций с рекомендациями по предотвращению экстремизма и терроризма | На протяжении учебного года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог по социальной работе, психолог |
3 | Изучение педагогическим коллективом нормативной информации по противодействию терроризму | В течение учебного года | Заместители директора по ВР |
4 | Усиление строгости пропускного режима | Периодически в течение учебного времени | Заместитель директора по воспитательной работе |
5 | Контроль за посещением посторонними лицами территории и помещения учебного заведения | На протяжении учебного года | Вахтер |
6 | Ежедневный обход зданий | В течение года | Дежурный учитель, заместитель директора |
7 | Обновление предметов профилактической наглядной агитации: стендов, уголков по противодействию экстремизму и терроризму в классах | Единожды в четверть | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, представители социальной и психологической службы учреждения образования |
8 | Проведение учебных тренировок по отработке сотрудничества администрации и правоохранительных органов при террористической угрозе | Дважды в год | Помощник директора по работе с учащимися |
9 | Проведение классных часов в форме игровой деятельности на тему толерантного воспитания | Сентябрь | Классные руководители начальной школы |
10 | Классные часы на тему: «Мы против терроризма»; «Терроризм и экстремизм – зло против человечества» | Сентябрь | Классные руководители среднего школьного звена |
11 | Организация волонтерской деятельности по реализации мероприятий, направленных на противодействие экстремизму среди молодежи | Октябрь | Заместитель директора по воспитательной работе |
12 | Общешкольное родительское собрание по теме «Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности с целью недопущения возможности их участия в несанкционированных мероприятиях» | Октябрь | Классные руководители 9-х классов |
13 | Лекция с использованием презентации по теме: «Профилактика терроризма и экстремизма в школе» для обучающихся с точки зрения межнациональных отношений | Ноябрь | Социальный педагог |
14 | Занятия ОБЖ по теме «Законодательство РФ в сфере противодействия экстремистской деятельности» | Декабрь | Учитель ОБЖ |
15 | Уроки обществознания: «Гражданин страны как человек свободный и ответственный»; «Правоотношения и правонарушения»; «Человек в системе социально-общественных нормативов» | Январь | Учитель обществознания |
16 | Викторина «Культурный мир и традиции разных народов» | Январь | Социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе |
17 | Уроки народного единства в рамках проведения месячника по военно-патриотической деятельности | Февраль | Классные руководители |
18 | Организация выставки на базе библиотеки «Традиции русского народа и обычаи народностей, живущих в РФ» | Март | Школьный библиотекарь |
19 | Конкурс художественных рисунков и плакатов «Сила в единстве» | Апрель | Социальный педагог, заместители директора по воспитательной работе |
20 | Оформление стенда «Правовое воспитание», размещение информации о проведении дней толерантности в учебном заведении | Май | Социальная служба учебного заведения |
21 | Размещение на официальном сайте информации по толерантному воспитанию | На протяжении учебного года | Учителя информатики |
22 | Проведение заседаний Советов профилактики в образовательном учреждении с целью предупреждения межнациональной вражды между учениками. Индивидуальная работа с обучающимися из «группы риска» | В течение года | Социальный педагог, заместитель директора по ВР |
23 | Организация и проведение индивидуальных и групповых сессий с педагогом-психологом | В течение учебного года | Школьный психолог |
24 | Мониторинг социально-психологического комфорта в классе | Дважды в год | Педагог-психолог, классные руководители |
27 | Мониторинг сети Интернет | 2 раза за учебный год | Социальный педагог, классные руководители |
28 | Проведение родительских лекториев на тему: «Профилактика идеологии терроризма и экстремизма в школе» | В течение года |
Классные руководители. |