МБОУ Присальская средняя школа №10

Профилактика экстремизма и терроризма в школе

Терроризм (от франц. terreur — страх, ужас) — насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и проч.) против гражданского населения, а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения.

Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (согласно определению, сформулированному в Федеральном законе Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи. Между тем, данные идеи в молодежной среде получают значительное распространение.

К комплексу мер по противодействию терроризму относятся:

  • правовые - доведение до персонала образовательного учреждения требований федеральных законов и постановлений (осуществляется в рамках системы подготовки и в рамках пропаганды знаний в области защиты от ЧС);
  • информационные – разоблачение всей сути и опасности терроризма, его целей и т. д. (беседы, лекции, использование справочно-информационных стендов);
  • административные – издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил, о назначении ответственных лиц за проведение защитных мероприятий.

Знания о терроризме, как наиболее опасном преступном явлении сегодняшнего дня, умение его предупредить, правильно вести себя при его угрозе дают возможность защитить себя и окружающих от последствий теракта.

Законодательные и нормативные акты по антитеррористической защищённости:

Экстремизм - это приверженность в идеологии и политике к крайним позициям во взглядах и выбор таких же средств для достижения определенных целей. Термин означает в переводе «предельный», «критический», «невероятный», «крайний». Экстремизм – это течение, которое выступает против существующих общин, структур и институтов, пытаясь нарушить их стабильность, ликвидировать для достижения своих целей. Делается это преимущественно силовыми способами. Экстремизм - это не только пренебрежение общепринятыми правилами, нормами, законами, но и негативное социальное явление.

Крайними мерами считаются недемократичные, противоречащие принятым общественным нормам действия.

Экстремисты выступают против сложившихся государственных и общественных институтов, стремясь подорвать их существующие, изменить или уничтожить их для достижения своих целей. Для этого используются яркие лозунги, организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, методы партизанской войны, а также террористические акты и т.п. Экстремисты, как правило, отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений. Терроризм в данном случае является одной из форм экстремизма, но, несомненно, наиболее опасной их них.
Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

  • это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями;
  • это нарастание социальной напряженности;
  • это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что приводит к утрате нравственных ценностей;
  • это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

Причины склонности подростков к экстремизму

 

Проявления экстремистской идеологии среди молодежи определяется следующими важными факторами.

Профилактика терроризма

  • Обостренная социальная обстановка в рядах молодого поколения. Она характеризуется сочетанием различных социальных проблем: уровень и качество образования, условия на рынке труда, сложности социального неравенства.
  • Криминализация многих направлений жизни общества, в том числе вовлечение молодых людей в криминальный бизнес.
  • Рост национальной неприязни и сепаратизма. Здесь огромную роль играет широкое распространение молодежных группировок и объединений националистической направленности.
  • Наличие незаконного оборота средств для организации экстремистских акций. Молодежные экстремистские организации в противоправных целях изготавливают взрывные устройства, обучают обращению с разными видами оружия.
  • Использование психологического воздействия на несформировавшуюся психику молодых людей. Агрессия, присущая молодежи, используется лидерами экстремистских организаций как средство манипуляций для проведения акций экстремистской направленности.
  • Использование сети Интернет в собственных целях, нарушающих закон: доступность широкой аудитории и повсеместная пропаганда своей идеологии, возможность размещения в свободном доступе контента о целях и задачах группировки, планируемых акциях.

В настоящее время экстремизм, поддерживаемый молодым поколением, проявляется в явном пренебрежении к правилам, принятым в обществе, к законодательству в целом, организации деятельности неформальных объединений противоправной идеологии. Формирование молодежного экстремистского течения является следствием неразвитой социальной адаптации молодежи, асоциальных установок в сознании молодых людей. Этому способствует также недостаточная профилактика терроризма и экстремизма в школе.

С точки зрения попадания в активную экстремистскую деятельность уязвимыми считаются молодые люди 14–22 лет. В этот возрастной период на развитие личности влияют несколько серьезных социально-психологических факторов. Подростков характеризует развивающееся самосознание, обостренное чувство справедливости. В таком возрасте молодых людей волнует поиск своего места в обществе, осознание собственной идентичности. Психологическое состояние в этот момент весьма неустойчивое, люди легко поддаются манипуляциям.

Безуспешный поиск идентичности и своего места в жизни приводят к неуверенности в собственной состоятельности. Возникает желание найти того, кто виноват во всех бедах, и сформировать вокруг себя надежное сообщество из единомышленников. Такой круг общения вполне может заменить экстремистская субкультура, а также радикальные организации политической направленности.

Методика выявления учащихся, склонных к проявлению экстремизма

  • Неформальные объединения представляют собой сообщества, в которых люди объединены признаками субкультуры. Как правило, у них нет четких условий членства. Большинство существующих на сегодняшний день неформальных подростковых объединений относятся к досуговым. Они ориентированы на занятия в свободное время.
  • Неформальная молодежная субкультура является системой общепринятых норм, ценностей и социальных принципов, которая определяет идентификацию индивида, его поведение и деятельность в группах.
  • Для выявления подростков, относящихся к «группе риска», необходимо своевременное обращение внимания специалистов на следующие тревожные признаки:
  • проявление поведенческих проблем: отказ от соблюдения принятых в обществе норм, выражение агрессии;
  • проявление у детей подросткового возраста признаков отрешенности, эмоциональные взрывы, перепады настроения;
  • частые пропуски учебных занятий без уважительных причин;
  • зафиксированные факты употребления или предполагаемое употребление алкогольных или наркотических препаратов;
  • кризисное положение, сложившееся в семье;
  • резкое ухудшение самочувствия;
  • изменения социальных или иных условий жизни, представляющие опасность для благополучия подростка;
  • появление необычных атрибутов во внешнем образе: прически, нашивки и т. д.
  • Способы сбора необходимых сведений:

  • изучение классного журнала с целью анализа успеваемости;
  • опрос мнений учителей для составления психологического портрета школьника;
  • анализ посещаемости занятий;
  • проверка фактов зафиксированных дисциплинарных нарушений;
  • проведение бесед с родителями;
  • выполнение социометрических исследований;
  • наблюдение за поведением и беседы с учениками.

Направления работы педагогов по профилактике экстремизма и терроризма в сфере образования

B настоящее время экстремистские движения среди молодого поколения проявляются в отвержении принятых общественных норм поведения, законов в целом, возникновении неформальных объединений противоправного характера.

Экстремисты проявляют неуважение и нетерпимость к гражданам России иных социальных групп, национальностей или придерживающихся отличных политических, моральных, эстетических и религиозных принципов.

По причине недостаточной социальной адаптированности молодого поколения масштабное развитие разрушающих сознание идей молодежного экстремизма сегодня является серьезной проблемой.

Профилактика терроризма

Существуют следующие направления профилактической деятельности по отношению к экстремизму и терроризму в процессе образования:

  1. Доведение до молодого поколения информации об опасности участия в экстремистских организациях.
  2. Организация педсоветов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, проведение классных мероприятий и родительских лекториев с целью разъяснения степени ответственности родителей и их чад за правонарушения в сфере экстремизма.
  3. Важное внимание имеет внешний вид учащегося, то, чем он занимается в свободное время, как пользуется Интернетом и мобильной связью.
  4. Профилактика экстремизма и терроризма в школе призвана повышать среди молодых людей стремление к здоровому и культурному образу жизни (беседы по патриотическому воспитанию, организация летнего отдыха, временное трудоустройство несовершеннолетних, проведение спортивных и культурных мероприятий).
  5. Развитие в подростковой среде толерантности, повышение социальной осознанности. Это проявляется прежде всего в способности к сочувствию и сопереживанию.
  6. Убеждение детей отказаться от стереотипов в межличностном общении. Для этого нужны совместная деятельность подростков, творческий подход в коллективе, внедрение дискуссионных методов, ролевых игр, ведение переговоров.
  7. Воспитание в детях уважения к достоинству каждого члена общества.
  8. Создание условий, направленных на погашение агрессии и снятие напряжения.
  9. Разработка альтернативных направлений для реализации экстремальной идеологии молодого поколения: творческие и спортивные достижения, хобби и клубы разной направленности.

Пристального внимания заслуживают подростки, находящиеся в «зоне риска». В этом случае профилактические меры по исключению экстремистских проявлений должны быть нацелены на тех, чья жизненная ситуация и принципы дают возможность предположить их попадание в сферу активного проявления экстремизма.

Эффективная деятельность по профилактике данных общественных течений зачастую определяется грамотным формированием у сотрудников образовательной структуры навыков воспитания подрастающего поколения с точки зрения толерантного сознания и представления о городской среде, общественной идеологии и культуре.

Важна своевременная разработка и внедрение в программы образования инновационных комплексов, которые будут иметь основной целью развитие толерантного сознания и поведения у молодых людей.

Личность человека формируется и развивается в процессе социализации. Первичное воспитание он получает непосредственно в семье. Считается, что фундаментальное мышление закладывается именно в этой общественной группе. Далее на учебные заведения также возлагаются определенные воспитательные функции.

Обязанности специалиста по противодействию терроризму

В круг непосредственных обязанностей специалиста, отвечающего за антитеррористическую безопасность, входят:

  • организация деятельности по антитеррористической защите процесса обучения;
  • проведение культурно-массовых мероприятий в учебном заведении;
  • выполнение решений, принятых вышестоящей комиссией;
  • разработка планов проведения мероприятий, проектов приказов руководства в сфере обеспечения контртеррористической защищенности, ведение отчетности;
  • составление и проведение инструктажа действий руководства, персонала и обучающихся;
  • организация, обеспечение и контроль пропускного режима;
  • ежедневный контроль за территорией и учебными помещениями;
  • вынесение на рассмотрение руководства способов эффективной борьбы с терроризмом;
  • проведение учебных занятий и тренировок с персоналом и учащимися;
  • координация действий персонала учебной организации и учеников в случае наступления угрозы или теракта;
  • поддержание связей с МВД, ФСБ и прочими госучреждениями, занимающимися обеспечением антитеррористической защиты;
  • разработка внутренних нормативов, плакатов, наглядных стендов и методической информации.

Примерный план работы на учебный год

Профилактика экстремизма и терроризма в школе предполагает разработку подробного плана мероприятий, в котором указываются сроки выполнения и ответственные лица.

Мероприятие основных направлений Срок исполнения Ответственные
1 Доведение до учителей инструкций по теме «План мероприятий против террора» Сентябрь Заместитель директора по воспитательной работе (ВР), учитель ОБЖ
2 Раздача методических инструкций с рекомендациями по предотвращению экстремизма и терроризма На протяжении учебного года Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог по социальной работе, психолог
3 Изучение педагогическим коллективом нормативной информации по противодействию терроризму В течение учебного года Заместители директора по ВР
4 Усиление строгости пропускного режима Периодически в течение учебного времени Заместитель директора по воспитательной работе
5 Контроль за посещением посторонними лицами территории и помещения учебного заведения На протяжении учебного года Вахтер
6 Ежедневный обход зданий В течение года Дежурный учитель, заместитель директора
7 Обновление предметов профилактической наглядной агитации: стендов, уголков по противодействию экстремизму и терроризму в классах Единожды в четверть Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, представители социальной и психологической службы учреждения образования
8 Проведение учебных тренировок по отработке сотрудничества администрации и правоохранительных органов при террористической угрозе Дважды в год Помощник директора по работе с учащимися
9 Проведение классных часов в форме игровой деятельности на тему толерантного воспитания Сентябрь Классные руководители начальной школы
10 Классные часы на тему: «Мы против терроризма»; «Терроризм и экстремизм – зло против человечества» Сентябрь Классные руководители среднего школьного звена
11 Организация волонтерской деятельности по реализации мероприятий, направленных на противодействие экстремизму среди молодежи Октябрь Заместитель директора по воспитательной работе
12 Общешкольное родительское собрание по теме «Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности с целью недопущения возможности их участия в несанкционированных мероприятиях» Октябрь Классные руководители 9-х классов
13 Лекция с использованием презентации по теме: «Профилактика терроризма и экстремизма в школе» для обучающихся с точки зрения межнациональных отношений Ноябрь Социальный педагог
14 Занятия ОБЖ по теме «Законодательство РФ в сфере противодействия экстремистской деятельности» Декабрь Учитель ОБЖ
15 Уроки обществознания: «Гражданин страны как человек свободный и ответственный»; «Правоотношения и правонарушения»; «Человек в системе социально-общественных нормативов» Январь Учитель обществознания
16 Викторина «Культурный мир и традиции разных народов» Январь Социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе
17 Уроки народного единства в рамках проведения месячника по военно-патриотической деятельности Февраль Классные руководители
18 Организация выставки на базе библиотеки «Традиции русского народа и обычаи народностей, живущих в РФ» Март Школьный библиотекарь
19 Конкурс художественных рисунков и плакатов «Сила в единстве» Апрель Социальный педагог, заместители директора по воспитательной работе
20 Оформление стенда «Правовое воспитание», размещение информации о проведении дней толерантности в учебном заведении Май Социальная служба учебного заведения
21 Размещение на официальном сайте информации по толерантному воспитанию На протяжении учебного года Учителя информатики
22 Проведение заседаний Советов профилактики в образовательном учреждении с целью предупреждения межнациональной вражды между учениками. Индивидуальная работа с обучающимися из «группы риска» В течение года Социальный педагог, заместитель директора по ВР
23 Организация и проведение индивидуальных и групповых сессий с педагогом-психологом В течение учебного года Школьный психолог
24 Мониторинг социально-психологического комфорта в классе Дважды в год Педагог-психолог, классные руководители
27 Мониторинг сети Интернет 2 раза за учебный год Социальный педагог, классные руководители
28 Проведение родительских лекториев на тему: «Профилактика идеологии терроризма и экстремизма в школе» В течение года

Классные руководители.