B настоящее время экстремистские движения среди молодого поколения проявляются в отвержении принятых общественных норм поведения, законов в целом, возникновении неформальных объединений противоправного характера.
Экстремисты проявляют неуважение и нетерпимость к гражданам России иных социальных групп, национальностей или придерживающихся отличных политических, моральных, эстетических и религиозных принципов.
По причине недостаточной социальной адаптированности молодого поколения масштабное развитие разрушающих сознание идей молодежного экстремизма сегодня является серьезной проблемой.
Существуют следующие направления профилактической деятельности по отношению к экстремизму и терроризму в процессе образования:
- Доведение до молодого поколения информации об опасности участия в экстремистских организациях.
- Организация педсоветов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, проведение классных мероприятий и родительских лекториев с целью разъяснения степени ответственности родителей и их чад за правонарушения в сфере экстремизма.
- Важное внимание имеет внешний вид учащегося, то, чем он занимается в свободное время, как пользуется Интернетом и мобильной связью.
- Профилактика экстремизма и терроризма в школе призвана повышать среди молодых людей стремление к здоровому и культурному образу жизни (беседы по патриотическому воспитанию, организация летнего отдыха, временное трудоустройство несовершеннолетних, проведение спортивных и культурных мероприятий).
- Развитие в подростковой среде толерантности, повышение социальной осознанности. Это проявляется прежде всего в способности к сочувствию и сопереживанию.
- Убеждение детей отказаться от стереотипов в межличностном общении. Для этого нужны совместная деятельность подростков, творческий подход в коллективе, внедрение дискуссионных методов, ролевых игр, ведение переговоров.
- Воспитание в детях уважения к достоинству каждого члена общества.
- Создание условий, направленных на погашение агрессии и снятие напряжения.
- Разработка альтернативных направлений для реализации экстремальной идеологии молодого поколения: творческие и спортивные достижения, хобби и клубы разной направленности.
Пристального внимания заслуживают подростки, находящиеся в «зоне риска». В этом случае профилактические меры по исключению экстремистских проявлений должны быть нацелены на тех, чья жизненная ситуация и принципы дают возможность предположить их попадание в сферу активного проявления экстремизма.
Эффективная деятельность по профилактике данных общественных течений зачастую определяется грамотным формированием у сотрудников образовательной структуры навыков воспитания подрастающего поколения с точки зрения толерантного сознания и представления о городской среде, общественной идеологии и культуре.
Важна своевременная разработка и внедрение в программы образования инновационных комплексов, которые будут иметь основной целью развитие толерантного сознания и поведения у молодых людей.
Личность человека формируется и развивается в процессе социализации. Первичное воспитание он получает непосредственно в семье. Считается, что фундаментальное мышление закладывается именно в этой общественной группе. Далее на учебные заведения также возлагаются определенные воспитательные функции.